Сталин — Кагановичу, Молотову [не позднее 15 июля 1932 г.]

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.07.15
Метки: 
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 224-226
Архив: 
РГАСПИ Ф. 81. Оп. 3. Д. 99. Л. 167–174. Автограф.

Здравствуйте, т. Каганович!

(Прочтите письмо Молотову)

1) Был у меня Ворошилов1. Сошлись на следующих пунктах (причем решающее слово остается, конечно, за ПБ):

а) Военный бюджет 1933 г. (включая все, в том числе и увеличение жалования красноармейцам и начсоставу в 1933 г.) должен быть составлен в пределах 5–6 миллиардов руб. и лишь в случае крайней необходимости может быть доведен до 6 (шести) миллиардов. Клим напомнил мне, что я говорил месяца два назад о возможности доведения этой цифры до 7 (семи) миллиардов. Но я отвел эту ссылку, сказав, что теперь положение другое2.

б) План развертывания армии (в 1933 г.) в случае войны, представленный штабом, слишком раздут, до безобразия раздут и очень обременителен для государства. Его надо переработать и сократить максимально.

в) Численность армии мирного времени на 1932 год (дана по плану штаба) слишком раздута (доходит до 1 миллиона 100 тысяч душ). Штаб забывает, что механизация армии во всех странах ведет к сокращению ее численности. По плану штаба выходит, что механизация армии у нас должна повести к увеличению ее численности. Абсурд, демонстрирующий беспомощность наших людей перестроить армию на базе механизации. Я понимаю, что для перестройки нужно время, нужен некий переходный период. Но тогда нужно, во-первых, определить длительность этого переходного периода, сведя его к минимуму. Во-вторых, наряду с решением о численности нужно принять другое решение о календарных сроках сокращения численности армии по мере механизации армии. Без такого параллельного решения невозможно принять проект штаба о численности на 1932 г.

г) Резолюция о боевой подготовке (штабное руководство, артиллерия, флот) неконкретны и нуждаются в переработке. Резолюции надо составить так, чтобы можно было проверить их исполнение Ревсоветом по пунктам, по конкретным пунктам (сколько полигонов и когда будут устроены и т.д.).

д) Вопрос о кремлевской школе решить в духе оставления нынешнего порядка, т.е. отменить приказ Реввоенсовета3.

2) Дело с Украиной, как видно, обстоит неважно. Заменить Косиора можно было бы лишь Кагановичем. Других кандидатур не видно. Микоян не подходит: не только для Украины, — он не подходит даже для Наркомснаба (безрукий и неорганизованный «агитатор»). Но направлять сейчас Кагановича на Украину нельзя (нецелесообразно!): ослабим секретариат ЦК. Приходится выждать некоторое время. Что касается Чубаря, то его можно оставить пока и посмотреть, как он будет работать.

3) Посылаю вам гнуснейшую пасквиль инокорреспондента Бассехеса на советскую эконом[ическую] политику. Бассехес — корреспондент «Neue Freie Presse». Он писал в свое время гнусно о принудительном] труде в лесной пром[ышленно]сти. Мы его хотели выгнать из СССР, но в виду раскаяния —  он был оставлен в СССР4. Он писал потом гнусности о политике хозрасчета. Но мы, по глупости своей, прошли мимо этих гнусностей. Теперь он изощряется по поводу займа и колхозной торговли. А мы молчим, как идиоты, и терпим клевету этого щенка капиталистических лавочников. Боль-ше-ви-ки, хе-хе...

Предлагаю:

а) облить грязью эту капиталистическую мразь на страницах «Правды» и «Известий»;

б) спустя некоторое время после этого — изгнать его из СССР5. Все. Привет! И.Сталин.

____________________________

1 ПБ разрешило Ворошилову поездку в Северо-Кавказский военный округ с 4 по 15 июля 1932 г. (РГАСПИ . Ф. 17. Оп. 162. Д. 13. Л. 6).

2 Утвержденный в конце концов военный бюджет на 1933 г. составлял 4718 млн руб. (ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 8. Д. 137. Л. 11–12; Davies R.W. Crisis and Progress in the Soviet Economy. P. 318).

3 16 июня 1932 г. ПБ отложило вопрос о Кремлевской школе до 1 июля и поручило Ворошилову представить план реорганизации школы (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 12. Л. 179). 21 июня 1932 г. Ворошилов сообщил Сталину: «Я тебе как то говорил, и мне казалось, что ты не возражал против некоторой реорганизации школы ВЦИК. Я эту реорганизацию начал осуществлять, т.е. уже набрано 500 человек курсантов, и вдруг ПБ усомнилось в правильности этой меры, а вернее, просто считает неправильной эту реорганизацию. Особенно яро нападает на меня Калинин. Мотивы: школа повышенного типа где курсант не из красноармейцев и комсомола, а уже средний командир, такая школа не целиком отвечает той задаче, которая возлагается на Кремлевскую школу[...] Мои доводы, что эта школа[...] теперь будет крепче во всех отношениях, что дисциплина в школе будет не слабее, а крепче, не воздействовали и дело пока не решено, но почти предрешено, а именно, иметь в Кремле такую школу, какой она была и раньше» (Там же. Ф. 74. Оп. 2. Д. 37. Л..51; Советское руководство. Переписка. 1928–1941 гг. М., 1999. С. 179, 180). 26 июня Сталин ответил Ворошилову: «Мне кажется, что ввиду настойчивых возражений т. Калинина и других (я знаю, что возражают также и другие члены ПБ), можно было бы уступить, тем более, что вопрос не важный» (РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 2. Д. 38. Л. 73). 1 августа ПБ приняло решение оставить Кремлевскую школу в том виде, в каком она была в 1931 г. (Там же. Ф. 17. Оп. 3. Д. 894. Л. 1).

4 10 апреля 1931 г. ПБ приняло решение: «За заведомо клеветническое сообщение заграницу в «Нейе Фрейе Пресс» о том, что заключенные уголовные преступники якобы работали на лесозаготовках на севере, а потом в связи с кампанией в заграничной печати были якобы переведены с севера в другие места, имеющее целью дать новый «материал» для антисоветской кампании, корреспондента «Нейе Фрейе Пресс» Бассехеса выслать из СССР» (Там же. Д. 820. Л. 4).

5 Бассехес Н. был выслан из СССР в июне 1937 г. (см.: Lyons. E. Assignment in Utopia. London, 1938. P. 336).