Справка Информационного отдела ОГПУ о противодействии кулачества коллективизации на Украине по материалам на 20 января 1930 г. 31 января 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.01.31
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр.156-158.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 61. Л. 134—130. Ротаторный экз. с подлинника.

 

№ 65

31 января 1930 г.1*

Совершенно секретно.

По мере расширения колхозного движения противодействие кулацко-зажиточных прослоек и антисоветских элементов села коллективизации принимает все более ожесточенный и ярко выраженный контрреволюционный характер. Методы антиколхозной деятельности кулачества становятся все более разнообразными и гибкими.

Агитация и распространение слухов

Прежде всего следует отметить массовый характер противоколхозной агитации кулачества и разнообразие методов этой агитации. Преобладающим мотивом в антиколхозной агитации кулачества и выступлениях кулаков на собраниях против организации колхозов является утверждение о том, что «коллективы — это панщина, крестьяне вынуждены будут работать исключительно на государство», «система коллективизации гораздо хуже, чем крепостное право», «кто пойдет в коллектив, тот будет работать так же, как и при крепостном праве» (такие выступления отмечены по всем округам Украины).

Оценка коллективизации, как мероприятия Советской власти, направленного к окончательному уничтожению крестьянского хозяйства, особенно ярко дана в следующем выступлении кулака на собрании по вопросу о коллективизации в с. Майдан-Куриловецкое Литинского района Винницкого окр.: «Вы думаете, — заявил кулак, — что они, разрушив 2 — 3 кулацких хозяйства, этим ограничатся...2* вы ошибаетесь. Все крестьяне — маленькие капиталисты, придет очередь — и ваши хозяйства будут уничтожены»... «Коллективизация — это чахотка, первая стадия этой болезни — СОЗ, вторая — артель и третья стадия, после которой наступает смерть, — коммуна».

В других своих выступлениях кулаки изображают коллективизацию как «последнюю агонию власти», делая отсюда вывод, что «крестьянам необходимо выдержать это предсмертное наступление».

Весьма распространенными методами противоколхозной агитации кулачества является распространение всевозможных провокационных слухов о колхозах с целью дискредитации колхозного движения и запугивания крестьян, вступающих в колхозы. В Сумском, Нежинском, Винницком и других окр. кулаки в целях обеспечения своей агитации и распространяемыми ими слухами большего веса одеваются в тряпье и под видом нищих, выдавая себя за колхозников, рассказывают разные небылицы о колхозах, о тяжелом материальном положении колхозников, призывая при этом население не вступать в колхозы.

Возросли также за последнее время и более активные и организованные методы антиколхозной деятельности кулачества. По ряду округов кулачество призывает к организованному сопротивлению созданию новых колхозов, во многих случаях способы срыва колхозного строительства обсуждаются кулачеством на нелегальных кулацких собраниях, организуются и оформляются специальные кулацкие группировки для срыва коллективизации, срываются собрания по вопросу о коллективизации и т. д. (Харьковский, Одесский, Кременчугский, Сумской и другие окр.).

Крайне характерно для настроения кулачества следующее заявление кулака, пытавшегося завербовать в антиколхозную группировку бывшего красного партизана с целью воздействия через него на бедняцко-середняцкую массу: «Надо действовать, либо пан, либо пропал, или мы, или они... надо сделать так, чтобы за нами пошли крестьяне» (Кременчугский окр.).

Вербовка кулачеством женских масс

Успешно протекает кулацкая противоколхозная агитация среди отсталых женских масс села. Отмечен ряд случаев спровоцирования кулачеством женщин на массовые выступления против коллективизации, влияя через женщин на значительные группы середнячества и бедноты («мы не вступаем в СОЗы потому, что нас не пускают туда жены» (Одесский окр.)).

В Белоцерковском и Коростенском окр. группы женщин в 50 и 100 чел., сорганизованные кулаками, вышли в поле с требованием прекращения землеустроительных работ по нарезке земли колхозам, а в с. Щербатовке Малин-ского района толпа женщин в 100 чел. в течение трех дней не давала приступить к вспашке земли, принадлежащей колхозу. Сагитированные кулачеством женщины нередко являются инициаторами срыва общих собраний по вопросу о коллективизации, зачинщиками и участниками массовых выступлений против коллективизации. В отношении воздействия на женскую массу села особую роль играют попы и разные сектанты, твердящие о необходимости «смотреть за своими мужьями и не допускать их вступления в колхозы» (Шевченковский окр.). Основным мотивом противоколхозной агитации церковников является указание на то, что «в колхозах будет запрещено посещать церковь, костел и выполнять религиозные обряды» Шроскуровский окр.).

Листовки и террор

Из антисоветских проявлений на почве коллективизации необходимо указать на рост за последнее время распространения противоколхозных и антисоветских листовок и кулацкого террора против активистов-колхозников. Так, за первые 20 дней января мес. обнаружено 49 противоколхозных листовок (Черниговский, Кременчугский и другие окр.).

За этот же период зарегистрирован 21 случай кулацкого террора на почве коллективизации, из них 15 поджогов хозяйств активных колхозников. В ряде районов кулаки от поджогов имущества отдельных активистов колхозников переходят к уничтожению обобществленного имущества колхозов (Прилукский, Киевский и другие окр.).

Борьба кулачества против колхозного движения принимает особо резкие и ожесточенные формы в районах, перешедших и переходящих на сплошную коллективизацию, а также в пограничных округах.

Самораскулачивание и бегство

По ряду округов наблюдается усиление тенденций к самораскулачиванию, продолжается бегство кулаков в другие районы Союза с предварительной ликвидацией своих хозяйств, причем при ликвидации кулацких хозяйств имеют место случаи злостного вредительства, выражающегося в умышленной порче сложных с/х машин и продаже их на слом, убое скота и т. п. («Теперь все не наше, а народное, так пусть же все пропадет»).

Отрицательные моменты в настроении основных прослоек села

Крайне недостаточное развертывание массовой разъяснительной работы, усилившаяся антиколхозная кулацкая агитация и наблюдающееся по ряду округов извращение классовой и партийной линии при проведении коллективизации и раскулачивания обуславливают ряд отрицательных моментов в настроении части бедноты и середнячества в связи с коллективизацией. В ряде районов отдельные середняцкие и бедняцкие группы, находясь под влиянием кулацкой агитации, сильно заражены антиколхозным настроением («коллектив — ловушка, она превратит крестьян в батраков», «нас тянут в коллектив, чтобы мы были вечными рабами» — Одесский, Черниговский и другие окр.). В Проскуровском и других окр. имеет место ряд случаев выхода из колхозов. Для отдельных середняцких групп характерны антибедняцкие и выжидательные настроения в отношении вступления в колхоз: «Подождем, посмотрим, как будут идти дела в колхозах, а пока вступать рискованно» (Сумской окр.). Зарегистрирован также ряд случаев ликвидации отдельными середняками своего имущества (распродажа скота и с/х машин). Имевшие место по ряду сел Харьковского, Одесского и Кременчугского окр. случаи искривления классовой линии при раскулачивании и принудительного проведения коллективизации вызвали сильное недовольство среди основных прослоек села, что не в малой степени используется кулачеством для усиления антиколхозной и антисоветской агитации.

Помощник начальника ИНФО ОГПУ Запорожец3*

Начальник 7 отделения Агаянц

1* Датируется по штампу входящей регистрации.

2* Здесь и далее отточия документа.

3* Подписи — факсимиле.