Лондон, 18/30 мая 1878 г. Соглашение между Россией и Великобританией об изменении Сан-Стефанского договора

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1878.05.30
Источник: 
Сборник договоров России с другими государствами (1856-1917) Государственное издательство политической литературы, 1952 год стр. 176-180.
Архив: 
АРПР. Sumner B. H., Russia and the Balkans. 1870‑1880. Oxford 1937, p. 646‑649.

№ 26

Соглашение между Россией и Великобританией об изменении Сан-Стефанского договора

Лондон, 18/30 мая 1878 г.

I. Меморандум № 1 от 18/30 мая 1878 года

Е. в. император всероссийский, узнав о тех изменениях, которые правительство ее британского величества предлагает внести в прелиминарный Сан-Стефанский договор с тем, чтобы сделать его приемлемым для английского правительства, нашел, что некоторые из них не противоречат главной цели войны, которая состояла в том, чтобы обеспечить благосостояние и безопасность христианскому населению Балканского полуострова гарантированием этому населению прочного строя и хорошего правительства.

С.-Петербургский кабинет находит поэтому, что идеи, высказанные Сент-Джемским кабинетом, дают для предстоящего конгресса основы соглашения, состоящего из следующих пунктов:

1. Англия отвергает меридиональное деление Болгарии, но уполномоченный России оставляет за собой право отстаивать на конгрессе предпочтительность его, обещая все же не настаивать на нем вопреки окончательному мнению Англии.

2. Разграничение Болгарии на юге будет изменено таким образом, чтобы отдалить ее от Эгейского моря, согласно разграничения болгарских провинций на юге, предложенного Константинопольской конференцией. Это касается вопроса о границах лишь в части, относящейся к исключению побережья Эгейского моря, т. е. территории на запад от Лагоса. Вопрос о границе, идущей от этого пункта до побережья Черного моря, остается открытым для обсуждения.

3. Западные границы Болгарии будут исправлены по национальному признаку так, чтобы исключить из этой провинции неболгарское население. Западные границы Болгарии не должны будут в принципе переходить за линию, идущую, примерно, от Нови-Базара к Курча-Балкан (т. е. приблизительно к Сересу).

4. Болгария, в пределах, упомянутых в пунктах 2 и 3, будет разделена на две провинции, а именно:

одна из них, на север от Балкан, получит политическую автономию под княжеским правительством, другая же, на юг от Балкан, получит широкую административную автономию (например, по образцу автономии, существующей в английских колониях) с губернатором-христианином, назначаемым с согласия Европы, на срок от 5 до 10 лет.

5. Император всероссийский придает особое значение уходу турецкой армии из Южной Болгарии. Его величество не верил бы ни в безопасность, ни в обеспеченность будущей судьбы болгарского народа, если бы там остались оттоманские войска.

Лорд Солсбери согласен на уход турецких войск из Южной Болгарии, но Россия не будет возражать против того, чтобы конгресс определил способ и случаи, когда турецким войскам будет разрешено вступить в южную провинцию, чтобы воспротивиться восстанию или вторжению, уже происходящему или угрожающему произойти.

Англия все же оставляет за собой право отстаивать на конгрессе право султана размещать войска на границах южной провинции.

Уполномоченный России оставляет за собой на конгрессе полную свободу при обсуждении этого последнего предложения лорда Солсбери.

6. Британское правительство требует, — и Россия соглашается, — чтобы высшие чины милиции в Южной Болгарии были назначаемы Портой, с согласия Европы.

7. Обещания в отношении Армении, содержащиеся в прелиминарном Сан-Стефанском договоре, должны быть даны не исключительно по адресу России, но также и по адресу Англии.

8. Поскольку правительство ее британского величества, так же как и русское правительство, проявляет живейший интерес к будущей организации греческих областей Балканского полуострова, статья XV прелиминарного Сан-Стефанского договора будет изменена таким образом, чтобы другие державы, и особенно Англия, так же как и Россия, имели совещательный голос в будущей организации Эпира, Фессалии и прочих христианских областей, оставшихся под владычеством Порты.

9. Что касается возмещения военных издержек, то е. в. император никогда не имел намерения превратить его в территориальные аннексии и не отказывается дать заверения в этом смысле.

Условлено, что возмещение военных издержек не лишит английское правительство прав кредитора, и в этом отношении оно останется в том же положении, как и до войны.

Не оспаривая окончательного решения, которое Россия примет относительно суммы возмещения (военных издержек), — Англия оставляет за собой право предъявить на конгрессе имеющиеся у нее серьезные возражения.

10. Что касается долины Алашкерта и города Баязета, то поскольку эта долина является великим транзитным путем в Персию и имеет огромное значение в глазах турок, е. в. император согласен вернуть ее им, но взамен он потребовал и получил уступку в пользу Персии небольшой территории Котура, которую комиссии обоих посредничающих правительств признали справедливым вернуть шаху.

11. Правительство ее британского величества считало бы своим долгом выразить свое глубокое сожаление в случае, если бы Россия решительно настаивала на возвращении Бессарабии. Поскольку, однако, достаточно выяснено, что прочие державы, подписавшие Парижский трактат, не намерены защищать при помощи оружия границы Румынии, установленные этим трактатом, Англия не считает себя столь непосредственно заинтересованной в этом вопросе, чтобы иметь право взять на себя одну ответственность воспротивиться предположенному изменению, и поэтому она обязуется не оспаривать окончательного решения России относительно возвращения Бессарабии.

Соглашаясь не возражать против желания русского императора приобрести порт Батум и сохранить свои завоевания в Армении, правительство ее величества не скрывает от себя, что, вероятно, в результате этого расширения границ России, в будущем может возникнуть серьезная опасность, угрожающая спокойствию турецкого населения в Азии. Но правительство ее величества придерживается того мнения, что обязанность предохранять Оттоманскую империю от этой опасности, которая отныне ляжет специально на Англию, может впредь осуществляться без того, чтобы Европа испытала бедствия новой войны. Вместе с тем правительство королевы принимает к сведению заверение его императорского величества о том, что в будущем граница России не будет расширена со стороны Азиатской Турции. В связи с этим правительство ее величества, полагая, что изменений Сан-Стефанского договора, согласованных в этом меморандуме, достаточно для того, чтобы ослабить возражения, которые оно имеет против договора в его настоящем виде, обязуется не возражать против статей прелиминарного Сан-Стефанского договора, не измененных десятью¹* вышеизложенными пунктами, если, после того как эти статьи будут должным образом обсуждены на конгрессе, Россия будет на них настаивать.

Возможно, что в ходе дискуссии на конгрессе, оба правительства предпочтут, по взаимному соглашению, внести новые изменения, которые невозможно предвидеть; но если между русскими и английскими уполномоченными не будет установлено соглашение по поводу новых изменений, то настоящий меморандум предназначен служить взаимным обязательством для уполномоченных России и Великобритании на конгрессе.

В удостоверение чего этот документ подписан послом России в Лондоне и главным государственным секретарем ее британского величества.

ПОДПИСАЛИ:

Шувалов

Солсбери

II. Меморандум № 2 от 18/30 мая 1878 года

Помимо условий предыдущего меморандума, британское правительство оставляет за собой право отстаивать на конгрессе следующие пункты:

(a) Английское правительство оставляет за собой право потребовать на конгрессе участия Европы в административном устройстве обеих болгарских провинций.

(b) Английское правительство обсудит на конгрессе вопрос о продолжительности и характере русской оккупации Болгарии и прохода через Румынию.

(c) Будущее наименование южной провинции.

(d) Не касаясь территориального вопроса, британское правительство оставляет за собой право обсудить вопросы о судоходстве по Дунаю, на что Англия имеет право в силу договоров.

(e) Английское правительство оставляет за собой право обсудить на конгрессе все вопросы, касающиеся проливов. Но посол России в Лондоне вносит в протокол уведомление, сделанное им государственному секретарю, о том, что императорское правительство придерживается декларации лорда Дерби от 6 мая 1877 года, а именно:

«Существующие соглашения, заключенные под европейской санкцией, регулирующие судоходство в Босфоре и Дарданеллах, представляются ему (британскому правительству) мудрыми и благотворными, и, по его мнению, возникли бы серьезные возражения против их изменения в каких-либо существенных частях»²*.

Уполномоченный России также будет на конгрессе настаивать на сохранении status quo.

(f) Английское правительство обратится к его величеству султану с предложением обещать Европе равное покровительство монахам других национальностей на Афоне.

ПОДПИСАЛИ:

Шувалов

Солсбери

Примечания:

¹* Так в оригинале.

²* Декларация лорда Дерби цитирована в оригинале на английском языке.

АРПР. Sumner B. H., Russia and the Balkans. 1870‑1880. Oxford 1937, p. 646‑649.