В Спасский Рязанской губернии комитет попечительства о народной трезвости крестьянина села Иванкова Выжелесской волости Федора Григорьевича Анашкина прошение

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1904.05.22
Источник: 
Исторический архив 2012 №4 С. 201-202
Архив: 
ГАРО. Ф. 146. Oп. 1. Д. 3. Л. 8-8об., 51. Подлинник. Рукопись

22 мая 1904 г.

Имея в своем распоряжении обученный мною хор певчих, я в настоящее время возымел желание дать два концерта в пользу Красного Креста (один - духовный, другой - светский) в чайной попечительства о народной трезвости в селе Ижевском, по сему покорнейше прошу комитет попечительства о народной трезвости дать мне разрешение на исполнение вышеупомянутых двух концертов по программе при сем прилагаемой.

Еще покорнейше прошу комитет выслушать меня относительно одного весьма важного предмета, а именно - русской народной песни. Кому из нас не приходилось слушать в деревне нашу несравненную, до глубины души трогающую старинную русскую народную песню? Кто из нас не восхищался ее дивным певучим напевом и всевозможными голосовыми переливами? Да, каждый из нас слушал ее и получал навсегда неизгладимое впечатление. Но к величайшему прискор бию старинная русская народная песня начинает исчезать с лица земли вместе с ее носителями и певцами, а новое поколение создает песни уже в другом духе. В настоящее время в деревне можно наблюдать такую картину: в праздничный день парни и девушки собираются толпой, идут по улице и громко распевают под гармонику разную ерунду и бессмыслицу, какая только в голову придет; причем напев этой бессмыслицы так груб и так ужасно глуп, что больше нечего желать в этом роде, а что всего хуже, так это то, что вся эта толпа парней и девок несет ужасную похабщину в своих припевах под гармонику. Диву даешься тому, как можно так поступать, ведь тут же за толпой идут детишки, начиная с пятилетнего возраста, которые жадно прислушиваются к тем мерзким словам, что выпевает толпа и стараются заучить тот же мерзкий напев. Я много раз наблюдал как дети потом у себя дома напевают слышанное ими на улице.

Видя такое явное и ужасное растление нравственности, я не мог оставаться к нему равнодушным, придя к тому заключению, что с этим злом нужно бороться, в силу чего я со своим хором при всех удобных случаях запечатлевал те старинные русские народные песни, которые могут подействовать отрезвляющим образом на нашу необузданную молодежь. В настоящее время я вижу только один способ для борьбы с распущенностью нравов и для восстановления прежней чистоты, а именно: устройство народных хоров и исполнение настоящих русских народных песен. Такие хоры можно устраивать из певчих и тех уличных певцов и певиц, которые будут на это согласны.

В то время, как народная масса взамен старинных песен «создала», вернее сказать «наплела» столько новых песен, большей частью фабричного пошиба, наша деревенская аристократия в лице учащих в сельских школах, а также в лице семинаристов и гимназистов увлеклась всевозможными романсами, дуэтами, трио и всеми другими мелкими музыкальными дрязгами, которыми наделяют нас наши новейшие доморощенные композиторы. Где ни послушаешь, везде распевают романсы, по-видимому, произошло нашествие романсов и с ними двоинадесять[1] язык. В виду таких обстоятельств путь к восстановлению народной песни остается по большей части пустым и безлюдным, и не видно, чтобы кто по нем шел, по крайней мере, я вижу это в нашей округе (в других местах уже делают шаги к восстановлению народной песни). По сему честь имею покорнейше просить комитет попечительства о народной трезвости позволить мне с моим хором время от времени петь народные песни в чайной попечительства в селе Ижевском.

К сему прошению подписуюсь,

крестьянин Федор Анашкин

Адрес мой:

Ижевское Рязан. губ.

в село Иванково

Федору Григорьевичу Анашкину.


[1] Так в тексте.

Слова, подчеркнутые в прошении красным карандашом, выделены.